☦Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице (Мф. 19, 16-26).

Счастье, – в чем оно и как его достигнуть? Счастье – в оправдании жизни. Счастье – это не минутное удовольствие, не временная преходящая удовлетворенность. Счастье – это непреходящее радостное состояние духа, которое уносит с собой человек, переступая грань новой жизни.

«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – спросил юноша Христа. И ответил ему Господь: «Если хочешь» вечной жизни, «соблюди заповеди». Насильно никого не спасает Господь, посему и говорит: «если хочешь», и не сказал: «исполни», так как не в состоянии человек, с его поврежденной природой, исполнить все, а сказал: «соблюди», это значит – не теряй их из вида, всегда имей их в памяти и в сознании и согласуй с ними мысли и дела твои. «Какие заповеди?» – спрашивает Христа юноша, и слышит в ответ: «Не бери чужого, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, почитай отца и матерь: и люби ближнего, как самого себя».

Добрым, правильным путем шел в жизни своей юноша: «от юности моей» соблюдаю я все заповеди, – ответил юноша Христу, не заметив, что остановился-то он на полпути, не дошел до конца в своем духовном развитии. Добрый и чистый юноша и, вместе с тем, бедный, он не заметил недостающего в его жизни, не заметил, что не достиг главного, не достиг дара любви: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим», – сказал ему Христос, – «и будешь иметь сокровище на небесах: и приходи, и следуй за Мной».

Исполнение заповедей не есть еще следование за Христом. Исполнение заповедей – это элементарное требование жизни нормального человека. Таков был ответ юноше. И юноша, услыхав слово Спасителя, «отошел с печалью». Ревнующий о спасении, переоценил себя, себя не познал, не заметил, какую власть над его бедным сердцем возымела страсть любостяжания. «Все мне позволено, но не все на пользу; все мне позволено, но ничто не должно обладать мною», – говорит апостол Павел. А вот добрый юноша оказался рабом страсти любостяжания.

А ну-ка, взгляни каждый на себя: нет ли в тебе этого греха? Страсть к любостяжанию является «корнем всех зол» (1Тим. 6:10), дорогие мои братья и сестры. Нет греха в том, что ты состоятелен или богат, но смотри: не будь пристрастен к богатству, ибо пристрастие к наживе, к деньгам, обращается в болезнь души: любостяжание ослепляет человека, делает его самонадеянным, беспокойным, бесчувственным до жестокости и не способным к духовной жизни; человек любостяжательный – остается способным лишь к соблюдению внешних традиций, т.е. способным сохранить узор, а ведь вера и религия это не узор, не обряд или традиция, а жизнь. «Христос – наша Жизнь». «Мы видели новую Жизнь», – говорят Апостолы, свидетельствуя о Христе Иисусе.

Всех ли нас, дорогие во Христе братья и сестры, нас христиан, занимает вопрос: что делать, чтобы иметь жизнь вечную? Путь к жизни вечной начинается с соблюдением заповедей Божиих. И отличительной чертой человека, соблюдающего заповеди, являются преданность Богу и простота сердца. А где простота сердца, там и смирение, там сознание своей недостаточности и желание роста духовного. Смиренный человек никогда не любуется собой и не ведет счета своим добрым делам.

Благословенно богатство; однако, благословенно оно там, где совершается служение высшей ценности, где служит оно средством для достижения какой-либо высокой цели, служению ближним, укреплению для всех нас общего Дела – Дела Божия на земле. Но если человек, будучи равнодушен к высшим целям, к общему для всех Делу, в то же время проявляет неравнодушие к материальным благам, о нем можно сказать, что он – язычник, идолопоклонник, что это духовно разложившийся и умственно дряхлый, несмотря даже на свои молодые годы.

Мы с вами ученики Христовы. Как таковые, следуем ли мы за Христом? Или, подобно евангельскому юноше, и наше сердце не приемлет слова Господня? Ведь, жизнь, дорогие, без любви к Богу и к ближнему – это жизнь вне Бога, жизнь без Бога, а лишь пребывание в украшающей жизнь религиозной традиции, это – жизнь в самообмане. Говоря о трудностях, которые вызываются в духовной жизни материальными излишками, поражающими наши сердца и волю, Господь предупреждает нас, чтобы мы с вами не впали в самообман.

Двусоставен человек: это – плоть и «внутренний человек», «я». Или иначе: человек это «я», облеченный в рубашку, которую когда-то сброшу с себя, по словам св. Иоанна Златоуста. Так вот, чем мы живем, – запросами «внутреннего человека» или запросами плоти? Нынешний человек руководствуется, в большинстве, требованиями плоти, живет плотским мышлением, подавлен в нем в плоть облеченный «внутренний человек», плотским стал человек и… душевно плотским.
Посему-то он неизбежно впадает во власть самомнения, своеволия и самолюбия, он лишь моментами вспоминает о Боге и жизнь его протекает вне Бога, без Христа.

А там, где сердце и ум находятся во власти самомнения и самолюбия, там нет места действию Духа Святого, там действует «дух времени» и, увы, человек-христианин впадает в состояние тоски, неудовлетворенности, им овладевают пустота и растерянность, и он легко может очутиться в рядах распинателей Христа и Церкви Его. Счастье им не достигнуто. Оно не в богатстве, не в высоком положении в обществе. Счастье в веселии духа, в мире душевном. Оно всем открыто. И обретается оно подвигом личной духовной жизни, слиянием своей воли с волей Божией, жизнью во Христе. Аминь.

Комментарии закрыты.