☦14 сентября — Начало индикта, церковное новолетие. Поздравляем вас дорогие братья и сестры! Милости Божьей и помощи в новом церковном году! Трудов душеспасительных!
В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в городе Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1/14 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник». И доныне в Православной Церкви 1/14 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.
В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений. Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.
После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление — от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия.
Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В день начала новолетия русские государи являлись перед народом. Патриарх в присутствии царя совершал чин провождения лета, «начало индикта, еже есть новое лето». По окончании Божественной литургии Патриарх становился перед церковными вратами на восток и совершалось молитвословие, «во еже благословити венец лета благостию Своею». Далее совершался молебен с водосвятием, Патриарх приветствовал царя речью, в которой желал ему и всем его верноподданным благословения Божия, здравия и благоденствия. Царь же приветствовал народ милостивым словом, на что люди отвечали: «Здравствуй, здоров буди на многия лета». Бедным и нищим раздавалась царская милостыня. Новолетие было также днем судных сроков, когда возвращали долги и отчитывались за взятые на себя обязательства.
Вот как описывает этот праздник Джованни Компани, итальянский путешественник XVI века: На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.
В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января.
В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта», хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.
Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.