☦10 марта — Неделя о Страшнем суде. Исторический аспект установления Недели о Страшнем суде. «Действо Страшного суда»

Предпоследняя Неделя (воскресенье) перед Великим постом имеет два названия. В Уставе она называется Неделей мясопустной или «мясопустом» по той причине, что в этот день совершается заговение на мясную пищу. Также встречается название «Неделя о Страшном суде», так как в этот день читается евангельское зачало, содержащее описание последнего суда Спасителя во время Второго пришествия (Мф.25:31-46).

Следующая за Неделей о Страшнем суде седмица называется Сырной (масленицей). Упоминания о сырной седмице как переходном промежутке перед Великим постом встречаются в VI — VII вв. Неделя мясопустная как день заговения на мясную пищу отмечена в иерусалимском Лекционарии VII века; следовательно, «пищевой» аспект у данного дня появился в это же время. Однако в древнем Иерусалиме этот день был только подготовительным к Великому посту, других воспоминаний не имел. Тема Страшного суда в службе появилась в константинопольской традиции примерно в IX веке и с тех пор стала основным идейным содержанием данного богослужения.

Песнопения Недели о Страшном суде преимущественно основаны на так называемом малом Апокалипсисе из Евангелия — беседе о конце времен, произнесенной Спасителем на Елеонской горе (Мф.24), — а также на видении из Книги пророка Даниила (Дан.7), на которое прямо указывает Сам Господь в этой беседе. Тема ужасающих видений и неизбежного ответа за все предрасполагает к покаянию, поэтому в песнопениях наступающей недели немало покаянных строк, а катавасией утрени служат ирмосы Великого канона преподобного Андрея Критского.

Автор канона Недели мясопустной, преподобный Феодор Студит, показывает трепет души человеческой пред грозным судом Божиим. Напоминая о дне страшного Второго пришествия Христова, он молится, да не объявит Судия тайных деяний души грешной, но пощадит ее милостиво. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? Доколе унынием слезиши? Что не помышляеши о страшном часе смерти? Что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова? Убо что отвещаеши, или что отречеши? Дела твоя предстоят на обличение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее, о душе, время наста; тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти! Но вем, Человеколюбче, благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния, великия ради милости Твоея» (Стихира на стиховне, глас 8).

Песнопения Недели мясопустной представляют подробную и выразительно картину того, как будет происходить Страшный суд Божий. На Руси в XVII веке в мясопустную Неделю совершалось «действо Страшного суда». Этот чин, как полагают, был заимствован из греческой традиции и совершался в воспитательных целях, поскольку люди постепенно утратили страх Божий, перестали творить дела милосердия и забыли о ближних. Действо должно было напомнить людям о том, что каждый будет отвечать за свои поступки перед Богом на Страшном суде.

По форме «Действо Страшного суда» представляло собой молебен, который служили перед литургией. В его составе и читали, среди прочего, паремию из книги пророка Даниила (Дан.7). Интересным был также порядок чтения Евангелия в этом чине: при наличии четырех диаконов, они вставали лицом к четырем сторонам света и провозглашали Евангелие все четверо одновременно. Это имело как практическое значение (текст был лучше слышен), так и символическое (необычное звучание как бы указывало на звук архангельской трубы). Другой возможный способ, также весьма торжественный: каждую строку Евангелия читал святитель, а затем ее же повторял протодиакон.

Последний раз данный чин был совершен в 1697 году в Москве патриархом Адрианом, после чего был отменен царем Петром I (который вместе с тем отменил и другие чины, в частности Шествия на осляте и Пещного действа).

Священник Михаил Желтов
источник: сайт Азбука веры

Комментарии закрыты.