История храма

 

108

Параскева Шкроева была представительницей семьи сибирских купцов. Шкроевым принадлежал дом на Любинском проспекте (совр. ул. Ленина, 17). Николаю Васильевичу Шкроеву в 1909 году принадлежал участок земли на углу Надеждинской улицы и Сенной площади. Фамилия «Шкроева» встречается в делах Духовной консистории неоднократно. Например, в 1900 году каинская купчиха Александра Ивановна Шкроева пожертвовала 250 рублей на постройку церкви в пос. Покровском Омской станицы и уезда, вместо сгоревшей.

На средства П. П. Шкроевой в городе были построены школа и богадельня с церковью во имя святого Стефана Савваита, приписанной к Параскевиевской, а также причтовый дом для священника Параскевиевской церкви.

Умерла Параскева Памфильевна в начале января 1907 года. Весь причт Пророко-Ильинской церкви служил панихиду и всенощное бдение, затем отпевал ее. Похоронили Параскеву в ограде возведенного на ее средства храма.

Неслучайно то, что улица, шедшая от Параскевиевской (в народе называемой Шкроевской) церкви к Всехсвятскому храму на Казачьем кладбище, называлась Шкроевской, так как Шкроевы много сделали для Омска. Так, Всехсвятская кладбищенская церковь в 1896 году была расширена и построена колокольня на средства омского купца Г. В. Шкроева. А Параскева Памфильевна посвятила последние годы жизни благотворительной деятельности.

В основу проекта Параскевиевской церкви были положены чертежи из альбома «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях» образцовых проектов 1899 года. Своими архитектурными формами, соотношением объемов она напоминает «Проект каменной церкви вместимостью до 500 человек № 24». В данном проекте к призматическому объему храма с высокой крышей, завершенной пятиглавием, с востока примыкает пятигранный алтарь, покрытый конхой, с жертвенником и дьяконником по обеим сторонам от него; с запада – трапезная и притвор с двухъярусной колокольней, завершаемой шатром с луковичной главкой. Храмовая часть имеет два яруса окон с лучковыми перемычками посередине северного и южного фасадов арочные входы с крыльцами перед ними. Широкий фризовый пояс.Трапезная имеет по два окна на каждом фасаде, притвор – по одному. Первый ярус восьмигранной колокольни невысокий, с узкими окнами с севера, юга и запада.Ярус звона прорезан большими арочными проемами. Отметим особенность данного листа в альбоме, хранящемся в Государственном архиве Омской области. В его верхнем левом углу запись с подсчетом площади, а жертвенник и дьяконник на плане зачеркнуты, что дает еще один повод предположить, что данный чертеж взят за основу при создании проекта Шкроевской церкви, так как эти помещения как бы перенесены к притвору храма и использовались как сторожка.

Первоначальный облик храма отличался от более позднего. Храмовая часть имела арочные проемы входов посередине фасадов, по обеим сторонам по одному большому арочному окну, над входом второй ярус света на два небольших арочных окна. Фризовый пояс имитировал ряд полуциркульных кокошников. Невысокую крышу венчала большая луковичная глава на двухъярусном восьмигранном барабане, увенчанная православным крестом, по углам крыши главы поменьше на идентичных шеях. Колокольня состояла из яруса звона. Вокруг храма – ограда на каменном основании и столбах из кованого металла.

Храм был освящен в 1901 году. Но вскоре он перестал вмещать всех прихожан, так как их было 836 мужчин и 953 женщины. Поэтому с 1907 года был начат сбор пожертвований на расширение храма. В журналах Духовной консистории имеется запись: «1907 год августа 3 дня. По Указу Его Императорского Величества, Омская Духовная консистория слушали: дело о расширении Омской Параскевиевской церкви. Из дела видно: причт вышеозначенной церкви, представляя при рапорте, от 14 июля с.г. за № 76, проект расширения церкви, копию с него и смету к проекту на сумму 4700 руб., доносит, что приходское собрание постановило расширить храмхозяйственным образом, как более дешевым, и избрало строительную комиссию. Для расширения храма из строительного материала придется купить только одной извести, так как кирпич и кровельное железо пожертвованы, а песок и воду прихожане обязались доставлять сами, а также и земляные работы они же обязались сделать бесплатно. Наличных денег на означенный предмет у церковноприходского попечительства в настоящее время имеется 1250 руб. 86 коп. и на это же дело пожертвовано 4000 кирпича разными лицами; прихожанами же заготовлено 200 возов песку. Расширение храма будет заключаться в том, чтобы сделать к храму боковые пристройки. Проект плана на расширение означенного храма утвержден Строительным отделением Акмолинского областного правления 28 июля 1907 года…». Члены Духовной консистории разрешили расширение храма, а епископ Гавриил утвердил это решение.

«Проект расширения градо-Омской Параскевиевской церкви» является основным источником изучения архитектурного облика этого храма. Проект состоит из выкопировки с генерального плана г. Омска с показанием места нахождения Параскевиевской церкви, плана, западного и северного фасадов, продольного разреза всего храма и придела, примыкающего к храму, и поперечного разреза. В левом верхнем углу надпись: «Утверждаю: июля 28 дня 1907 г. Акмолинский Губернатор Тайный Советник (Подпись), в правом верхнем углу: Настоящий проект рассмотрен в Строительной части Акмолинского областного правления в техническом отношении найден составленным правильно. Гор. Омск. Июля 27 дня 1907 г. Областной инженер (Подпись). Областной архитектор Шухман. Левый нижний угол: «Чертил П. Иванов». Авторский угол: «Проектировал… Инженер-поручик (Подпись)». Первая буква автографа «С», вторая, возможно, «Н» позволяют предположить авторство военного инженера С. Николаса. По данному проекту предполагается частично разобрать северную и южную стены храмовой части церкви, сделав большой проем с коробовой перемычкой и пристроить прямоугольные приделы, прорезанные прямоугольными окнами с наличниками в виде фронтончиков на пилястрах; арочными входами с высокими крыльцами и декоративным обрамлением в «русском стиле» на западном фасаде. Вертикальное членение здания подчеркивалось угловыми лопатками, горизонтальное – подоконным, надоконным и фризовым поясами. Здание отапливалось пятью круглыми печами. Разрезы отражают конструкцию здания, стропильная система деревянная, перекрытие потолка плоское. Центральный барабан глухой. Оригинально колористическое решение храма – стены окрашены в бледно-розовый цвет, а кровля и шатер колокольни ярко-голубые. Вероятно, пристройки приделов были осуществлены в строительный сезон лета 1907 года.

В 1911 году рассматривался вопрос о новой перестройке храма. В документе говорится: «1911 года февраля 24 дня. По указу Его Императорского Величества, рапорт благочинного священника Михаила Орлова от 13 февраля с.г. за № 355, при коим представляя утвержденный строительным отделением при Акмолинском областном правлении проект на перестройку Параскевиевской церкви, а именно поднятие купола, смету инженера Попова на 2879 руб. и вторую смету подрядчиков братьев Кузнецовых на 2500 руб. доносит, что денег попечительством на означенную перестройку по 29 января с.г. собрано 1031 руб. Справка: утвержденный план на перестройку Параскевиевской церкви 21 февраля с.г. выдан священнику Алексию Ливанову. Приказали: согласно ходатайству церковно-приходского попечительства при Омской Параскевиевской церкви, разрешить перестройку означенной церкви, а именно, поднятие купола, по утвержденному плану, на средства попечительства, с непременным условием, чтобы ремонт был окончен без замедления…»

Окончательный облик церкви был сформирован инженером А. В. Поповым и подрядчиками братьями Кузнецовыми – известными омскими строителями. Снимок Параскевиевской церкви 1911 года, хранящийся в фотофонде Омского государственного историко-краеведческого музея дает прекрасное представление об облике здания после перестройки. Храм венчает большой восьмерик с арочными окнами на каждой грани, завершающийся куполом в форме приплюснутой луковицы с шаром и крестом над ним.

Население прихода в начале 1910-х годов состояло из 1788 православных, также в районе прихода было 54 баптиста, 31 молоканин, 22 католика, 19 лютеран, 18 мусульман и 39 евреев. Население прихода состояло из военных, статских, купцов, мещан и крестьян. В течение года в приходе бывало до 354 крещений, до 42 браков и до 335 погребений. Церковно-приходское попечительство было открыто 9 декабря 1906 года. А церковно-приходской школе присвоили наименование «шкроевская», так как она была построена на средства храмоздательницы. В школе обучалось до 70 мальчиков. Священник жил в деревянном доме, построенном П. П. Шкроевой.

В 1912 году причт Параскевиевской церкви состоял из священника Алексея Ливанова и псаломщика Александра Михайлова. О. Алексей был членом Омского уездного отделения епархиального училищного совета и заведующим Параскевиевской смешанной школы. 18 мая 1912 г. священника Алексея Ливанова перевели на 3-е священническое место к Никольской казачьей церкви. 1 июня протоиерей Николай Зеленцов был назначен на место священника Параскевиевской церкви, но 25 июля его перевели на место настоятеля Петропавловского Вознесенского собора. Настоятель Тюкалинской Троицкой церкви священник Николай Савкин был переведен к Омской Параскевиевской церкви 26 июля 1912 года и служил в ней до своей смерти в 1930 году.

Приход Параскевиевской церкви принял участие в событиях февраля 1918 г., связанных с протестом после введения декрета об отделении церкви от государства. Крестный ход у храма был разогнан выстрелами красноармейцев. Настоятель храма о. Николай Савкин был арестован и заключен в тюрьму вместе со священномучеником епископом Сильвестром. К празднику Святой Пасхи 1919 года приходской совет провел сбор на подарки воинам Белой Армии на 12000 рублей, а так же продукты.

Официальные статистические данные Оргинструкторского отдела Омского областного исполнительного комитета Советов депутатов трудящихся содержат информацию о числе прихожан в омских храмах за 1926, 1927, 1928 годы. Параскевиевская церковь принадлежала к Тихоновскому течению в православии, число прихожан за указанные годы было: 189; 101; 106 человек. Данная информация имела гриф «Секретно», но вызывает сомнения точность данных. 3 февраля 1930 г. из храма изъяли библиотеку, состоявшую из 464 книг, подшивок журналов и газет: «Русская земля», «Степной край». Настоятелем тогда был протоиерей Петр Кузнецов. В «Списке религиозных культов по гор. Омску и району» за 1936, 1937, 1938 годы в Параскевиевской церкви числится соответственно: 320 и 376 прихожан. Увеличение числа верующих связано с закрытием и сносом Ильинской церкви, приход которой в 1928 году был 228 человек. Священником в церкви с 1933 г. был о. Александр Михайлович Михайлов. Уроженец села Ульбинское Томской губернии, служитель культа с 1908 г., он был арестован 29 ноября 1936 г. и приговорен судом в марте 1937 г. по ст. 58-10 ч.2, 11 УК РСФСР на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Реабилитировали его 17 сентября 1964 г. постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР.

В 1938-м году в другом «Списке» в церкви указано 125 прихожан, отметим, что в графе «служитель культа» стоит – «нет». Таким образом, мы видим, что приход все-таки существует

3 февраля 1939 года Куйбышевский райсовет г. Омска принял постановление о закрытии церкви и передаче ее здания «на культурные цели», документ был подписан Председателем Куйбышевского райсовета Сайкиным, ответ. секретарем Куртовым. 27 февраля 1939 года Президиум Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД принял постановление № 78 «…молитвенное здание церкви в г. Омске закрыть и передать его в распоряжение Куйбышевского райсовета для использования на культурные цели…». Подписи Председателя Омского областного исполнительного комитета Кузнецова и и. о. секретаря облисполкома Берестнева.

В деле об открытии церквей в период 1943–1947 годов намного больше отказов, чем разрешений. В 1944 году верующие Куйбышевского района Омска обратились с просьбой об открытии Параскевиевской церкви, по-видимому, горисполком с ответом не торопился. Верующие в марте подали заявление об ускорении рассмотрения их просьбы. Только 28 апреля горсовет вынес заключение о нецелесообразности открытия церкви, а облисполком 3 мая 1944 года утвердил отказ решением под № 446. С 1943 года в здании храма размещалась учебная мастерская общества слепых. Купола и колокольню снесли.

Позднее в здании разместили клуб и библиотеку общества слепых. Решением Омского облисполкома N 139 от 23 мая 1989 г. здание было признано памятником архитектуры. В 1990 году здание храма было передано Омско-Тарской епархии для размещения в нем Миротворческого центра.

За последние 30 лет изменилась градостроительная ситуация в районе храма: с юго-западной стороны от церкви построено большое двухэтажное здание, закрывшее обзор с данной стороны.

Храм восстановлен по проекту Омской архитектурно-реставрационной мастерской в соответствии с современными реставрационными принципами – на последний период существования – с большим световым барабаном и луковичной главой. Сейчас это приходская церковь.