ОТ ДУХА СВЯТОГО – ЖИЗНЬ НАШЕГО ДУХА.
Не вдохнуть аромат всех цветов, не налюбоваться каждым восходом солнца, не обнять радости всех июньских дней, не насладиться теплом любви самых близких – на земле всё кратковременно, быстротечно до боли. Душа жаждет полноты, насыщения – на земле не встречает этого.
Сокровенные глубины сердца, необъятные и бесконечные, – ибо душа призвана к вечности – насыщаются лишь Бесконечным, Необъятным. Дух человеческий увядает, лишенный Небесного Духа, Дыхания Жизни, Благого Утешителя.

Без Духа Святого человеку отчаянно плохо и в сердце его – смертельная пустота. Сонные иллюзии, бред объятого тяжким недугом – вот что такое жизнь без Духа Святого. Миражи и погоня за ними, спешка и суета, ежедневная нехватка времени, а в итоге – опустошенность, глубинная внутренняя пустота. Вся суть грехопадения – в утрате Духа Святого. Словно оклад без святой иконы, словно сосуд без драгоценного мира, словно книга с пустыми страницами, человек обнажился, совлекся благодати Духа Святого. Сиявшее нетварным светом одеяние утрачено, и обнажилась собственная природная нагота.

И пусть простят меня за строгое высказывание, но без благодати Святого Духа человек – неполноценный, ущербный. Весь этот беспорядочно-суетный, уныло-недовольный, горделиво-надменный, завистливо-обиженный кокон нашей внутренней жизни даст отчетливый ответ на вопрос: кто стал человек без Духа Святого. Без Его всеосвящающей благодати человек уподобляется животному, подчиняется физиологии, когда всё заполоняют инстинкты, позывы телесной природы. Так плоть становится диктатором над душой: смертное командует бессмертным, тленное – нетленным. Лишившись причастия Святому Духу, выйдя из повиновения Высшему, душа подчинилась низшему.

Человек – существо не только уникальное, но и в каком-то смысле трагичное. Человек способен стяжать Святого Духа, а значит – обрести обожение, ибо Святой Дух – Бог. Но человек же способен утратить Святого Духа, подпасть под влияние духов падших – злых, обольщающих, повреждающих. Душа подобна сосуду, который не терпит пустоты. Если ум твой не наполнен добрыми мыслями, значит там – хаос и злоба. Если в сердце твоем не царит чистота, значит там разбойничают самые скверные чувства. Если душа не стяжала Духа Святого, она невольно подпадает под власть духов падших.

Святой Дух – рядом, вблизи. Он настолько рядом, что мы и не можем представить. Он ближе воздуха, которым дышим, ближе света, которым освещаемся, ближе земного тепла, которым согреваемся. Любовь Святого Духа чище любви самых чистых и самых любвеобильных. И потому причастные Святому Духу имеют неземную любовь.

Святой Дух есть Дух Жизни, Животворящий, Оживляющий. Он – Дух Святыни, и свято всё, что причастно Ему. Люди сподобляются святости не потому, что понесли столько-то трудов, явили добродетели и боролись со страстями, а потому, что посредством этих трудов обрели возможность приобщиться Святому Духу. Святой человек – человек, причастный Святому Духу. Но – в той или иной мере – дар Духа дан каждому крещенному. Это как семя, которое у усердных произрастет и принесет плод, а у нерадивых так и останется в земле их сердца, под спудом их нерадения.

Мы немощны и грешим. Но Святой Дух очищает и глубины сердечные. Очищает за покаяние, за сокрушение нашего собственного духа. В этом суть Таинств Церковных: душа преображается, претворяется, очищается Духом Святым. И на кого ранее ты смотрел как на врага, тот становится близким твоему сердцу, и о его спасении ты молишься от самого сердца – так изменяет Святой Дух человека.

Святым Духом прелагаются Святые Дары Евхаристии, освящаются воды на Богоявление, исцеляются безнадежно больные, воскресают мертвые. Таинства Церкви – Его дар, и спасение людей – плод Его присутствия в Церкви.

Святой Дух есть Дух Любви, потому и первый плод духовный есть любовь, а затем, как неразрывные звенья драгоценной цепи – радость, мир, долготерпение и всё прочее, включая воздержание (см.: Гал. 5: 22–23), ибо приобщившийся Святому Духу насыщен Им и потому свободен от потребительства, от жадных влечений эгоистичной плоти. Не в том смысл даров Духа Святого, чтобы видеть видения и пророчества произносить, а в том, чтобы сердце твое чистоту полюбило.

От нас – дух сокрушен, от Духа Святого – очищающая сила. Благодать Всесвятого Духа – одеяние Ангелов. Она же – риза первозданных людей. Она – и порфира тех, кто восстал от страстей. Она покрывает лишь смиренных и кротких, чей собственный дух безмолвен и чист. Сияние Духа Святого очищает их лики чище лучей восходящего Солнца.
В дорогой оклад вкладывается святая икона, в перстень – восхитительный камень, в сосуд – драгоценное миро. А человек сотворен как обитель для Духа Святого. Храм был разрушен. Но он же – воссоздан.

От Духа Святого – жизнь нашего духа. Но и жизнь тела – Его же дар.
Духом Святым воскреснут тела всех людей. Но просияют лишь те, кто устроил в глубинах души чистую обитель для Духа Святого. Потому и апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 16–17).

Священник Валерий Духанин
источник сайт Православие. ру

 

Комментарии закрыты.