☦Проповедь в Неделю о Самарянке (Ин. 4, 5-42)
В беседе с Самарянкой Господь обсуждал одну из ключевых тем богословия – тему Живой воды. Эта вода, которую Иисус Христос предложил Самарянке, доступна для каждого из нас.
В периоды нравственного упадка и потери духовных ориентиров мы все чаще видим вокруг себя маски ужасного театра жизни, которые носят на себе человекоподобные или лучше сказать демоноподобные существа. Поэтому так велика у нас жажда обрести ту Живую воду, которая придает ясность мысли и свежесть благодати души. Этот источник Живой воды находится внутри нас самих, глубоко в колодце нашего духовного сердца. Чтобы принять благодать Бога, нужно спуститься вглубь себя, где, преодолевая помыслы и умственные заблуждения, мы сможем достигнуть внутреннего покоя ума в молитвенной связи с Небесным Отцом. Для этого необходимо успокоить беспокойную душу и укротить свой беспокойный ум, который неуклюже скитается по бескрайней пустыне этого иллюзорного мира.
Освободив ум от этого бесцельного странствия и нацелив его на внутреннюю внимательность, мы без труда увидим, как он будет всячески пытаться снова и снова вырваться для продолжения своих бесцельных скитаний. Когда же мы приучим свой ум к покорности и внимательной молитве, то Живая вода вечной жизни начнет постепенно проникать в глубины нашей души. Единственное место, где мы можем обрести Христа, – это наша собственная сердечная глубина. Там находится Его тайное убежище. Но доступ к нему сторожат множество врагов, которые сделают все от них зависящее, чтобы мы не нашли туда дорогу. Для победы над ними необходимо побороть в себе любые привязанности, а также гнев, страх, обиду, научиться мужественно и спокойно смотреть на все угрозы и ужасы земной жизни.
Чтобы победить беспокоящие нас мысли и страсти, необходимо приобрести великое смирение и веру в Бога. Лень к спасению страшнее ада. И если человеческая душа не наполнится благодатью, то она так и остается под властью дьявола. Священные обряды, «духовные» звания и регалии, награды и почести не освободят нас от власти сатаны. Ад обитает в наших собственных страстях, спрятавшихся в наших душах, он живет в мыслях, затерянных в умах. Все, начиная от ничтожных привязанностей и до самых глубоких уголков нашего разума, является владением дьявола. Но точно также, как наша душа скрыта под одеялом тела, так и Господь пребывает за занавесом этого земного мира. Бог не связан с миром, так же как и наш дух не связан со страстями, мыслями и земной материей.
Пока наше внимание сосредоточено на материальном мире, наше духовное существо не может найти истинное соединение с Богом. Вместо того, чтобы искать прямое взаимодействие с Ним, мы убегаем в словесные построения о Боге, утешаемся мыслями о Нем и занимаемся обсуждениями тех или иных духовных аспектов. Однако эти умственные упражнения не могут удовлетворить нашу жажду. Это сможет сделать только Живая Вода истинного богословия.
Основным источником страданий человека является его привязанность к материальным устремлениям и любовь к собственной индивидуальности. Единственный способ избавления от этого страдания заключается в изменении восприятия мира и нашего места в нем. Природные катаклизмы, конфликты, болезни, войны, непредсказуемость собственной судьбы заставляют нас осознать иллюзорность всего, что нас окружает. Резкие изменения взаимоотношений, политические конфликты, здоровье, болезни и финансовые проблемы приводят нас к осознанию нашей уязвимости.
Путем изменения приоритетов и взглядов Божий замысел направляет нас к пониманию, что истинное счастье не заключается во владении вещами. Его также не может быть в прочном общественном положении, деньгах или власти. Так считают невежды, которым дьявол помрачил разум. Счастье – это осознание сердцем Божией любви как единственной постоянной и безусловной реальности. Вселенная и все что в ней, включая нас самих, существуют не самостоятельно, а только благодаря воле вселюбящего Бога.
Как слепой не имеет возможности увидеть солнце, так и ленивый никогда не достигнет колодца с Живой водой. Нельзя бездействовать в ожидании спасения от Бога; надо самим идти к Живой воде Его благодати. Мир обманчив, ум искажает реальность, все больше вводя нас в заблуждение. Прелесть состоит в забвении Христа. Окунувшись в бездонные мысли, мы погружаемся в иллюзию. Человечество живет в этом состоянии хронически, движимое внешней суетой и внутренним беспокойством. Христос предупреждал, что заботы и суета современного мира станут главной причиной нашей гибели. Под властью «неотложных дел» люди проводят свою жизнь, осознавая всю их бессмысленность лишь на смертном одре.
Только когда мир нашей души навсегда сольется с памятью о Боге, мы получим возможность стать сынами Божьими. Без внутреннего благодатного покоя мы будем продолжать бессмысленный земной бег, так и не сумев подняться хотя бы на вершок от земли. Спокойствие души во всех жизненных обстоятельствах – фундамент духовной жизни.
Первыми признаками угасания света ума и умирания души являются потеря памяти о божественном и безразличие к делам молитвы. Мучительным процессом становится умирание человека, чье существо полностью привязано к материальному миру. После смерти физического тела помыслы, которые заполняли разум, начнут мучительно проводить душу через тяжкие испытания. Большинство мыслей, которые появляются в нашем уме в течение дня, являются грешными. Эти мысли порождают страсти, а страсти приводят к грешным привычкам и привязанностям. Это все высасывает наши жизненные силы, приводит к болезням и духовному истощению. Таким образом, еще при жизни на земле человек погружается в страдания ада.
Живая Вода источается из колодца, вырытого усилиями отречения, когда душа переносит скорби и муки, словно рожающая женщина. Но когда приходит вода живой благодати, она приносит освобождение от мирского бремени и забот, даруя вечную радость спасения во Христе.
автор: протоиерей Сергий Успенский,