СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФОМА.
Вспоминая жизнь и уверение Фомы, Церковь празднует день его памяти во второе воскресенье после Пасхи, которое так и называется — Фомино воскресенье.

Апостола Фому на самом деле звали Иуда и был он рыбаком и сыном рыбака, родом из галилейского города Пансады. Позже, услышав проповедь Христа, последовал за Ним и был избран в число 12 ближайших Его учеников. Имя «Фома» имеет семитский корень, который можно перевести как «делиться пополам, удваиваться». Возможно, поэтому рядом с именем апостола Фомы употребляется слово «Близнец» (Ин. 11:16). Греческий вариант имени: др.-греч. Δίδυμος — Дидим.

Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею. Уже было известно, что там Христа ждали враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда порывистый и смелый Фома сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с ним!»

Наиболее известный евангельский эпизод с участием апостола Фомы связан с событиями после Воскресения Христова. В Евангелии от Иоанна сохранилось свидетельство того, как святой Фома воспринял весть о Воскресении Спасителя. Он не удовлетворился рассказами других учеников и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, не поверю…». На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолам, среди которых был и Фома показал свои раны, и обратился к нему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Святитель Иоанн Златоуст так пишет об апостоле: «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их».

По церковному преданию, когда, по сошествии Святого Духа, апостолы бросили жребий в какую землю каждому из них идти с проповедью, апостолу Фоме выпала Индия. Апостол очень скорбел о том, что он посылается в такую дикую страну, но после явления ему Господа, укрепился и двинулся в путь. В Индии апостолом была основана христианская Церковь на пяти обращенных им в христианство семействах высшей касты на юге Индии.

За обращение в христианство сына и супруги правителя индийского города Мелипуры святой Фома был заключен в темницу. Апостол Фома был пронзен копьем 19 декабря 72 года, и скончался тремя днями позднее, 21 декабря в Мелипуре (более раннее название — Каламин) около Мадраса в индийском штате Тамил Наду. После смерти святого Фомы, сын царя Мудзия, по приказу которого и был умерщвлен апостол, был чудесным образом исцелен с помощью земли с могилы апостола Фомы. После этого чуда царь Муздий принял крещение.

Индийские христиане называют себя «Христиане св.Фомы», и до сих пор крепко придерживаются устного предания о своих апостольских корнях. Из уст в уста передавалась песнь, содержащая в себе сказы о деяниях апостола Фомы. Только в 1600 году, через сорок восемь поколений существования устной традиции, эта песнь была записана Рамбааном Томасом, потомком первого епископа, рукоположенного св. Фомой, бывшим изначально священником брахманом.

До cередины IVвека мощи апостола Фомы пребывали в Индии. В 385 году часть мощей была перенесена в Эдессу. Об их пребывании там свидетельствует летописный текст «Хроники града Эдессы». Когда в XI веке Эдессу разграбили турки, мощи Фомы были спрятаны христианами во избежание поругания, на греческом острове Хиос в Эгейском море. 6 сентября 1258 года в Ортону прибыли мощи святого апостола Фомы, украденные из церкви на острове Хиос пиратом Леоне Аччаюоли. Позже часть мощей ап. Фомы была перенесена в Константинополь, где во имя его был создан храм.

Во время четвертого крестового похода (1204 г.) крестоносцы среди множества других святынь нашли правую руку св. Апостола, которую, после пятого крестового похода, Венгерский король Андрей II привез с собою в Венгрию. Таким образом, частицы мощей апостола Фомы пребывают в Греции, Индии, Италии и Венгрии. В честь апостола Фомы названы остров Сан-Томе и столица самого маленького в мире португалоязычного государства Сан-Томе и Принсипи — город Сан-Томе.

Тропарь апостола Фомы, глас 2
Ученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.

Перевод: Ты был учеником Христовым и участником священного собрания апостольского, маловерием Христово Воскресение подтвердив и Его Божественные раны осязанием проверив, Фома всеми прославляемый, и сейчас проси нам мира и великой милости.

Кондак апостола Фомы, глас 4
Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель истинный в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь.

Перевод: Благодатью премудрости наполнен, Христов апостол и служитель истинный, в покаянии взывал к Тебе: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).

Комментарии закрыты.