ЕВАНГЕЛИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ (Ин. 1, 43–51)
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
На другой день после посещения Андреем и Иоанном Христа Спаситель пожелал идти в Галилею и призвал следовать за Собой Филиппа, а тот, найдя своего друга Нафанаила, сказал ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1, 45). Однако Нафанаил принадлежал к разряду тех людей, которые стараются предварительно убедиться в истинности того, во что им предлагают верить. На слова Филиппа он ответил следующим образом: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). По-видимому, Нафанаил разделял общий со многими иудеями предрассудок, что Христос, как царь с земным величием, придет и явится во славе среди высшего иерусалимского общества.
Кроме того, Галилея пользовалась тогда дурной славой среди иудеев, и Назарет, этот маленький городок, упоминания о котором не было в Ветхом Завете, казалось, никоим образом не мог быть местом рождения обещанного пророками Мессии. Филипп же был мудрее. Не став спорить с Нафанаилом, он просто призвал его пойти и посмотреть самому. Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен поясняет: Филипп, зная, что «Нафанаил сведущ в законе и Писаниях пророческих и что он весьма осторожен в этом отношении, как это и Христос засвидетельствовал, и самое дело показало, – отсылает его к Моисею и пророкам, чтобы этим сделать свое свидетельство об Иисусе Христе более достоверным».
Будучи человеком откровенным и искренним, желая исследовать, насколько верно то, о чем рассказал ему друг, Нафанаил тотчас же пошел ко Христу. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, сказал: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47). Чтобы окончательно рассеять его сомнения, Господь явил Свое Божественное всеведение, намекнув на одно таинственное обстоятельство, смысл которого не был известен никому, кроме самого Нафанаила: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин. 1, 48).
Что именно было с Нафанаилом под смоковницей, сокрыто от нас, но по всему видно, что здесь заключена какая-то тайна, о которой мог знать только Бог. И это откровение настолько поразило Нафанаила, что все его сомнения мгновенно рассеялись: он понял, что перед ним не просто человек, а Некто, одаренный Божественным всеведением. Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Есть предположение, что Нафанаил имел обычай совершать установленную молитву под смоковницей и, вероятно, в тот раз во время молитвы испытал какие-то особенные переживания, которые ярко отложились у него в памяти и о которых не мог знать никто из людей. Вот, вероятнее всего, почему слова Господа сразу пробудили в нем такую горячую веру в Него как в Сына Божия, Которому открыты состояния человеческой души».
Нафанаил уверовал во Иисуса Христа как в Божественного Посланника, Мессию, выразив это словами: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин. 1, 49). Царь Израилев – мессианский титул, указывающий на происхождение от Давида, которому Богом было обещано, что его потомок будет править Израилем вечно. Далее Господь предрекает Своим последователям, что духовными очами они увидят Его славу и что через воплощение Сына Божьего, ставшего теперь Сыном Человеческим, исполнилось древнее пророчество о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков (см. Быт. 28, 11–17).
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о встрече человека и Бога и открывают нам удивительную истину: еще до того момента, как мы узнаем о Христе, Он видит каждого из нас и слышит наши чаяния и надежды. Спаситель готов открыть каждому человеку истинную картину этого мира: для этого нам необходимо лишь проявить решимость следовать за Христом и быть Его свидетелями в этом мире. Помогай нам в этом воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)