☦Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице (Лук. 16:19–31).

Богатство и нищета, о них говорит нам притча о богатом и Лазаре. Осудил ли Христос богатство? Нет, не осудил. По учению святого Писания, обеспеченность и богатство есть некое благо. Оно обеспечивает драгоценную независимость, избавляет от унижения, предполагает в человеке, обладающем богатством, наличие ценных качеств – как деловитость, любовь к труду, умение, смелость. Но в то же время святое Писание говорит о богатстве, как о благе относительном и второстепенном. Богатство нигде в Писании не изображается наилучшим из благ. Верный Богу, мудрый и рассудительный человек всегда предпочитает богатству душевный мир (Притч. гл. 15), доброе имя (гл. 22), здоровье (Сир. 30:14) и праведность (Притч. гл. 16). Писание подчеркивает и ограниченную силу богатства: не все им можно купить, например избавление от смерти и любовь, и указывает на то, что богатство причиняет излишние заботы, вынуждает выбиваться из сил; «Лучше немногое в страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога».

Богатство – знак Божией щедрости, но это не значит, что всякое богатство является плодом Божия благословения. Существует и неправедное богатство, и святое Писание постоянно подчеркивает, что неправедно приобретенные блага не идут на пользу, приносят с собою нечестие, духовную смерть и страдания. Нечестивые богачи думают, что они могут обходиться без Бога, надеются на свое достояние, как на своего рода крепость, забывая наставление св. Писания: «надеющийся на свое богатство скоро упадет».

В притче о «богатом и Лазаре» Христос предупреждает нас об опасности богатства, об опасности материальной обеспеченности через меру: в богатстве кроется опасность потери совести, опасность не видеть своей духовной нищеты, опасность очерствения сердца, опасность впадения в идолопоклонство: нажива и страх малейшим умалить свое достояние становятся кумиром богатого.

Принадлежать Христу означает: быть свободным от страха, прежде всего. Христос требует от Своих последователей отрешенности от благ мирских (независимо от того, владеют они ими или нет), чтобы быть способными желать подлинных благ и получать их. Подлинное благо твое, дорогой христианин, не в том, чем ты владеешь, а в том, что отдаешь ты на дело Божие на земле, что отдаешь нуждающимся, сиротам и вдовам. «Я был голоден – вы накормили Меня, Я был наг – вы одели Меня», – говорит Господь. «Вспомните прежние дни ваши», – говорит апостол Павел – «когда вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий… и расхищение имений ваших приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество, лучшее и непреходящее» (Евр. 10:32–34).

Предупреждая об опасности богатства, Господь раскрывает перед нами духовную сторону в смирении, кротко переносимой нищеты, ставшей уделом вследствие обстоятельств. Соблазн богатства, дорогие, начертан в притче «о богатом и Лазаре». Этот соблазн не в том, что в жизни существуют богач и нищий Лазарь, а в том, что Лазарь хотел бы «насытиться тем, что падало со стола богача», но не получил ничего.

Богатый отвечает за беднаго – вот мысль, к которой приводит нас эта притча. Кто верен Богу и служит Ему своей жизнью, тот дает от своего имения бедным и на дело Божие, а кто служит мамоне – тот дрожит над медяком или бумажкой, думая в них иметь опору свою. В притче о «богатом и Лазаре» Господь побуждает нас задуматься над вопросом во имя чье, во имя чего мы живем; побуждает наши сердца склониться перед страданиями нищеты и бедности и, вместе с тем, раскрывает нам смысл страдания – в нем духовно зреет человек. Аминь.

епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

Комментарии закрыты.