☦ Проповедь в Неделя 3-ю по Пятидесятнице (Матф. 6:22–33).
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Матф. 6:22–23).

Око это ум. Тело – это состав души. Таким образом, когда ум твой прост, чист, не загрязнен, тогда и светло, радостно в душе. Когда же ум твой лукавый, загрязнен – тогда и в душе темно, – говорит святитель Феофан Затворник. Но что такое ум простой и лукавый? Ум простой тот, который принимает Слово Божие без хитроумия и без колебания входит в Христову Церковь для усыновления себя Богу.

Ум же лукавый – это тот ум, который приступает к Слову Божию с лукавством, а в Церковь Христову вступает не как ученик, а как критик и судья, не для того, чтобы поучиться и следовать за Христом, а чтобы порассуждать, собою похвалиться и над Словом Божиим поглумиться. Ум лукавый это тот ум, который и Слово Божие и законы Церкви подводит под свои умствования; он не падет пред Христом ниц с мольбою – «верую, Господи, помоги моему неверию», ибо ум лукавый не ищет умножения данного ему таланта веры, но живет своим греховным «я».

Человек лукавого ума всегда не тверд в своих мыслях, ибо строит он жизнь свою не на твердом фундаменте веры и верности Христу, а на баснях человеческих, которые обильно ныне сеют в мире сем сатанисты. Ум лукавый всегда изменчив, ибо не имея основания в Боге, как в Абсолютном Авторитете и Источнике Света и Разума, он, под влиянием ветров разных философий, кружковщины и партийной принадлежности, колеблется, как маятник. Всегда в душе его неразбериха, и ходит человек лукавого ума в мире сем ощупью, в потемках, или в тоне наглеца и демагога. Не знает он чистой радости, его веселье обычно напускное, не из глубины оно исходит там, в глубине, у него хаос и мрак.

Человек с лукавым умом обычно упорствует в своем лукавстве. Почему он упорствует? Да, он сознает часто и чувствует, что что-то с ним неладно, что он в рабство попадает, и все же упорствует. Почему? Потому что, во-первых, – одержимый самолюбием и крайней степенью тщеславия, он стесняется «сдать свои позиции», ему кажется, что этим он лицо свое потеряет; во-вторых, – некоторые считают, что вера лишает человека свободы, они привыкли к ложной свободе ума; и в-третьих, – некоторые настолько увлеклись широким путем страстей, своеволия, что боятся и слышать о положительных заповедях, бегут от голоса совести и, сами того не замечая, прилагаются скотом несмысленным.

Ум лукавый это – и источник разделений в Церкви Христовой, начало ересей и расколов. Посему-то и говорит нам Христос: «Отымите лукавство от душ ваших». Человек лукавого ума не может быть созидателем прочных основ общества и жизни народа. «Сыне, дай мне сердце твое», – взывает к нам Господь, чистое, от лукавства и лицемерия свободное, чтобы мог ты быть в мире сем Богу соработником.

Во времена древне-языческие многие полагали, что Истины вовсе нет или, если она и существует, то она недостижима для человека. Ныне же, зная об Истине, против нее ведут войну, злобствуют на Истину, на место Истины – Христа – ставят проповедников лицемерия, лжи и ненависти. Плоды сего, как в дохристианский период, так и в наше время, одни и те же, а именно: крайняя испорченность и развращенность, а в умственной жизни – убийственные для человека пустота душевная и отчаяние, вражда и бессмыслица. Но если древний мир распял Христа от незнания Истины, нынешний мир распинает Истину Христа по злобе. Тьма не терпит Света, ибо Свет обнажает пустоту, неприглядность, ее сатанинскую сущность.

Жалкие слепцы! «Если свет, который в тебе – тьма, то какова же тьма», говорит Христос. Посему-то, «имея уши – они не слышат, имея очи – они не видят», и понять не хотят, что в словах: «ищите, прежде всего, Царствия Божия» слышен призыв Христа именно к активности, призыв к труду над собой и над окружающей средой. Последователи Христа должны всячески стараться о том, чтобы не стать рабами в заботах о земных благах. Ведь, если всецело предашься заботам собирания земных сокровищ, несомненно охладеешь к духовному, станешь забывать о небесном. «Ибо, -говорит Господь, – где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Что же нужно для того, чтобы сердце человека стремилось к небесному? Для этого нужно иметь внутренний свет в душе, чтобы ум ваш мог постигать истину о Боге и человеке во всей ее полноте. Если ум наш омрачен, то и сердце наше совратится от Бога и от истины, от знания и понимания самого себя, как человека. Ибо ум есть такой же светильник для души, каким око (глаз) является для тела. Отсюда – подобно тому, как «если око твое будет чисто, то и все тело твое светло будет; если же око твое будет худо, то и все тело твое будет темно»; так и в отношении души: если светел ум, то и душа светла, если помрачен ум, то помрачается и душа, и вместо небесного, духовного стремится она к земному, впадает в самообман, доводя человека до состояния скота и зверя.

Часто встречаются христиане, которые, даже сознавая греховность всецелой привязанности к земным благам, считают возможным совместить свою алчность с верностью небесному, с верностью духовным ценностям. Христос резко изобличает подобную попытку совместить несовместимое. «Не можете служить двум господам… Богу и мамоне», – говорит Господь. «… Итак, не заботьтесь и не говорите, что нам есть и что пить?.. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом».В этом наставлении Господа Иисуса Христа никак не поощряется ни леность, ни беспечность, оно указывает на то, что последователи Христа не должны погружаться всецело в заботы об удовлетворении своих чувственных потребностей до забвения великой истины, что все мы дети одного Отца Небесного, что Его Промысл обнимает всю нашу жизнь. Аминь.

епископ Митрофан (Зноско-Боровский).

Комментарии закрыты.