БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
Богослужение на Троицу, которое совершается в храмах в наши дни, значительно отличается от той службы, которая совершалась в первые века христианства. Тогда этот праздник не был так широко известен и, по мнению литургистов, праздновался в воскресный день, фактически ничем не отличаясь от обычной воскресной службы.

Название праздника – Пятидесятница – пришло со времен Ветхого Завета, потому что фактически на пятидесятый день после исхода из Египта древнему Израилю было дано Синайское Законодательство, и были выбраны священники. По сути, ветхозаветная Церковь образовалась на пятидесятый день. Аналог ветхозаветной пасхи – новозаветная Пасха, ветхозаветная Пятидесятница – День Святой Пятидесятницы.

Название «Святая Троица» за праздником Пятидесятницы закрепилось в славянских странах достаточно поздно, где-то уже в XIII–XV веках. Но официально во всех Типиконах, Уставах нет слова «Троица», есть слово «Пятидесятница».

Со временем, начиная с III и особенно с IV века, когда Церковь уже получила легитимный статус, богослужение Троицы приобрело новые краски и новые молитвословия. В IV веке появились коленопреклонные молитвы, авторство которых приписывают перу Василия Великого.

Также IV столетием датируется свидетельство святителя Иоанна Златоуста о том, чтобы храм в этот праздник украшался зеленью и цветами. С седьмого столетия известен кондак праздника, авторство которого принадлежит Роману Сладкопевцу, а к восьмому столетию относятся написанные Иоанном Дамаскиным и Косьмой Маюмским торжественные каноны Троицы.

В девятом-десятом столетиях в литургических источниках возникает торжественная, очень полюбившаяся теперь православному народу стихира праздника: «ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ…» Эта стихира настолько хорошо иллюстрирует образ третьей Ипостаси Святой Троицы – Духа Святого, которого в Евангелии Сам Господь называет «Утешителем», что с 14-15 веков она вошла в так называемое начало обычное всех чинопоследований Православной Церкви, всех молитвословий, утреннего и вечернего правил. Полный же чин торжественного богослужения Пятидесятницы впервые появился в уставе Константинопольской Церкви в Х веке.

Основную особенность и особую торжественность Литургии предавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных (людей, готовящихся принять христианство). Отсюда происходит появление торжественного крещального песнопения «Елицы во Христа крестистеся…» вместо «Трисвятого». Эта особенность способствовала популяризации этого праздника в древности и его распространения. Причем эта особенность также совпадает с праздником Святой Пасхи и Крещения.

Стихира «Видехом свет истинный…» со временем также вошла в чинопоследование Литургии. Ее стали воспевать после Причастия на каждой службе. Причем в период от Пасхи до Пятидесятницы, 50 дней, эти молитвословия не используются, подготовляя человека к тому, чтобы он с особым вниманием воспринял смысл этих песнопений в день Святой Пятидесятницы.

Также от Пасхи до Пятидесятницы Церковь отменяет коленопреклонение. И самой яркой особенностью службы Троицы является служение Великой Вечерни в сам день праздника после Божественной литургии, с чтением коленопреклонных молитв. Именно с этого дня мы снова начинаем петь молитвенное обращение к Святому Духу и снова получаем разрешение Церковного Устава на коленопреклонение.

Что символизирует земной поклон? Ведь это кроме выражения смирения – наша жизнь: падение и восстание. Наша жизнь состоит из каких-то падений, когда мы отпадаем от благодати Божией через нарушение заповедей, но вместе с тем нас призывают встать, восстать. Как древние говорили: «Упал – встань», даже говорили более конкретно: «Искусство не в том, чтобы не упасть, а в том, чтобы, упав, – встать».

Накануне праздника, на Троицкую родительскую, мы молимся о наших усопших, потому что эти люди принадлежали Церкви. И в день Пятидесятницы Церковь вспоминает об усопших и молится о них. Третья молитва на вечерне возносится об усопших. Это в некоторой степени очень необычная, дерзновенная молитва, потому что в ней Церковь просит какую-то ослабу для тех, кто находится в аду. Отсюда, кстати, и родилось в народе такое поверие, что за самоубийц в Троицкую родительскую можно как-то особо молиться.

Комментарии закрыты.