☦Воскресенье, 26 мая — четвертая Неделя по Пасхе, о расслабленном.
В четвертую Неделю (воскресенье) по Пасхе Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного, который 38 лет лежал в Иерусалиме при овчей купели, ожидая, когда его смогут опустить в воду при схождении ангела. Христос же одним словом исцеляет его. Это чудесное исцеление расслабленного является благовестием о силе и славе Христа распятого и воскресшего, Который озарил вселенную светом Своего Воскресения, и для всех Он — «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор.1, 23-24).
Богослужебные тексты этой Недели раскрывают духовное значение исцеления расслабленного. В молитвословиях этого дня мы просим помощи и спасения у Бога, раскаиваясь в содеянных грехах и делах, падениях перед врагом, ошибках. Для этого нам необходимо обращаться к Богу с полным осознанием отвращения к совершаемым нами злым преступлениям, ошибкам и делам. Только тогда Господь помогает избавиться «от грехов всяческих и дел». Достичь этого может лишь тот, кто полагает надежду на Бога, на что указывает святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Видеть свои грехи в их множестве и во всей их гнусности – действительно есть дар Божий, подаваемый вследствие усердной молитвы».
В кондаке Недели мы обращаемся к Богу, чтобы Он душу нашу, в грехах тяжко, страшно расслабленную, поднял, пробудил и воскресил, как некогда (церковнославянское «древле») Господь поднял расслабленного. «Люте расслаблену» душу исцеляет Господь — слово «люте» в переводе с церковно-славянского имеет значение «очень, тяжко», в греческом источнике стоит слово «δεινῶς» – «страшно, ужасно, тяжело или чрезвычайно, крайне». Наша душа находится в грехах. Из-за них она тяжко, страшно и ужасно расслаблена.
«Воздвигни Божественным Твоим предстательством», – просит верующий у Бога. Глагол «воздвигни» – в греческом «спаси, пробуди, воскреси, разбуди». В кондаке наши души сравниваются с расслабленным, и причина болезни одна – грех и злые дела. И исцеление от всего только одно – Господь Иисус Христос. Человек, еще только ожидающий исцеления, все равно взывает: «Щедрый, слава, Христе, державе Твоей». Так благодарственно прославляется и громко воспевается Спаситель.
Тема всемогущества Господа Иисуса Христа продолжается в икосе: «горстию руки Твоя держащий концы мира», совершает различные чудеса. «Горсть» – часть руки, ладонь или просто рука. Господь ладонями, а иначе говоря, руками, держит концы мира. Христос объемлет руками все. Только у Него есть такое могущество, у Того, Кто «с Отцом безначальным, и вместе с Духом Святым над всем владычествующий». Всемогущество Христа в Его Слове. Словом Он сотворил мир, Словом сотворил человека. И этим же Словом поднял расслабленного с постели, сказав: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 8).
Удивительно, насколько долго расслабленный верил и ждал чуда. Христос же не просто поднял его Словом с постели, но в икосе сказано: «И сего носивший одр на раму взяти». Церковнославянское слово «рамо» (греческое ὦμος) значит «плечо, плечо с предплечьем». Так, Христос Словом повелел расслабленному поднять на плечи свою постель. Потому мы воспеваем снова, как и в конце кондака: «Щедрый Христос, слава державе Твоей!» Мы восклицаем, взываем к Всемогущему Спасителю, Который и наши расслабленные души может исцелить.
Вместе с воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона на утрени этой Недели прославляется святой Архистратиг Михаил, потому что Евангелие о расслабленном повествует о возмущении Ангелом Господним воды в купальне Силоамской.
Четвертая неделя является как бы рубежом между Пасхой и Пятидесятницей, днем сошествия Святого Духа на апостолов. На этой седмице, в среду, 18 мая, празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина пути отделяет нас от праздника Троицы, Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа.
Тропарь Недели о расслабленном, глас 3
Да веселятся Небесная, да pадуются земная, яко сотвоpи деpжаву мышцею Своею Господь, попpа смеpтию смеpть, пеpвенец меpтвых бысть; из чpева адова избави нас, и подаде миpови велию милость.
Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.
Кондак Недели о расслабленном, глас 3
Душу мою, Господи, во гресех всяческих, и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти, спасаемь: Щедрый, слава Христе, державе Твоей.
Перевод:Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни Божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»
Икос:
«Руки Твоея горстию содержай концы, Иисусе Боже, Отцу собезначальный, и Духу Святому совладычествуяй всеми, плотию явился еси, недуги исцеляя, и страсти отгнал еси: слепцы просветил еси, и разслабленнаго словом Божественным Ты возставил еси, сему напрасно ходити повелев, и сего носивший одр на раму взяти. Тем же вси с ним воспеваем, и возопиим: Щедрый, слава Христе, державе Твоей»
перевод: «Горстью руки Твоя держащий концы мира, Иисус Бог, Отцу Собезначальный и Святому Духу Совладычествующий над всем, явился Плотью, исцеляя недуги, и страсти отогнал. Слепцов просветил, расслабленного словом Божественным Ты восставил, внезапно повелев ему ходить и ложе, носившее его, взять. Потому мы все с ним воспеваем и взываем: ‟Щедрый Христос, слава державе Твоей!”»